Извините, Ваш браузер устарел. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

Договорно-претензионная работа.

Договор — основа хозяйственных отношений между организациями, предпринимателями. Договор, это перечень правил, это закон, устанавливаемый сторонами для регулирования конкретных, только между этими сторонами существующих, отношений. Максимально четкие, подробно прописанные в договоре правила поведения сторон в той или иной ситуации, предусмотренные договором «рычаги» воздействия, санкции — залог стабильности.
Однако, нередко руководители рассматривают заключение договора как необходимую формальность, не придавая существенного значения содержанию договора, заключив же договор, кладут его «на полку», о договоре вспоминают только тогда, когда что-то «не идет».
Договор же необходимо «вести» — контролировать сроки, соответствие фактического исполнения договорному, наличие сопровождающей документации, вовремя и правильно реагировать на нарушения обязательств, предусмотренных договором.
Часто ведение договоров в организации не осуществляется надлежащим образом, а наличие договорных отделов только усложняет ситуацию — слишком далек оказывается договорный отдел от непосредственного исполнителя, в отделе отсутствует юрист, суть работы отдела сводится только к учету и хранению договоров.
Однако, при «ведении» договора необходимо установить цепочку взаимодействий между лицом, заключающим договор, лицом, ответственным за исполнение договора, лицом, ответственным за учет по договору, юристом. При таком взаимодействии возможно достичь результата, когда договор будет составлен адекватно намерениям сторон, когда исполнение сторонами обязательств по договору будет контролироваться, когда вовремя и правильно будет осуществляться реагирование на нарушение договора.
Организация договорной работы, анализ и разработка условий договоров, урегулирование разногласий при заключении договоров, претензионная работа и участие в судебном разрешении споров из договоров — приходящаяся на юриста составляющая в цепочке взаимодействий при «ведении» договора.
Если в Вашей организации нет договорного отдела, отсутствует юрист, возможно, несколько следующих рекомендаций помогут Вам при заключении и исполнении договоров.

Заключаем договор. Процедура.

При заключении договора важное значение имеет процедура его заключения. Гражданским законодательством предусмотрены варианты поведения сторон при заключении договора — в статьях 432–445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, заключению договора предшествует оферта — предложение заключить договор. Такое предложение должно содержать существенные условия договора — как правило, это предмет договора, условие о цене, существенными могут быть признаны также условия о количестве, сроках и прочее. Принятие предложения (акцепт) свидетельствует о заключении договора. Акцепт должен быть полным и безоговорочным, молчание не является акцептом.
Например, офертой может являться направление адресату проекта договора. Во избежание споров требуйте соблюдения следующих условий при получении такой оферты — сопроводительное письмо должно содержать предложение о заключении договора на указанных в проекте условиях, должно иметь дату и подпись ответственного лица, а проект договора может быть уже подписан стороной. Зарегистрируйте поступление оферты в книге входящей корреспонденции, это поможет правильно определить срок для ответа (акцепта).
Акцептом может быть направление ответа, подписание договора, совершение действий по выполнению условий договора (отгрузка товара, выполнение работ, предоставление услуг, уплата суммы).
В случае, если заключение договора для Вас обязательно, но Вы не согласны с условиями договора, заключайте договор с протоколом разногласий — порядок заключения договора в таком случае предусмотрен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исполняем договор.

Необходимо, проанализировав договор, зафиксировать сроки выполнения обязательства, предусмотренного договором, или его этапов и контролировать такие сроки. Требуйте у исполнителя отчета о соответствии сроков, количества, качества, иных характеристиках обязательства. В случае нарушения условий договора незамедлительно реагируйте на такие нарушения в порядке, предусмотренном договором или законом.
Как правило, договор предусматривает как способ обеспечения надлежащего исполнения его условий — например, неустойку (штраф, пени), так и содержит санкции за нарушение предусмотренного договором обязательства. Аналогичные положения предусмотрены и законом — подробнее об этом узнайте в статьях 329, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Претензии.

Претензия — форма реагирования на случаи нарушения обязательства. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона — гласит статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если противоположная сторона нарушает обязательства, предусмотренные договором, требуйте претензией их надлежащего исполнения обязательства, применяйте обеспечительные меры, требуйте возмещения убытков.
Соблюдение претензионного порядка разрешения конфликта зафиксирует факты и существо нарушения условий договора, возможно, поможет Вам в устранении конфликтной ситуации, даст преимущества в случае рассмотрении спора в суде.